Что приятного в подготовке к путешествию Итак, определившись, куда именно отправитесь, вы приступаете к приготовлениям. И если только вас не насильно отправляют в командировку, вы, должно быть, уже с нетерпением ждете начала пути и успокоиться не можете от предвкушения поездки. Однако чем больше надежд вы на нее возлагаете, тем больше у вас поводов для беспокойства. Например, конкретный маршрут до места назначения. Одно дело, когда все заботы берет на себя туристическая компания, и совсем другое, когда вы сами должны все решать: перелет, дороги незнакомой страны – это все как будто другое измерение, куда вы собираетесь вторгнуться. Помните, что и авиаперелет, и проезд внутри страны, и гостиницы – все это обойдется вам значительно дороже, если заказывать по отдельности и от частного лица. Гонки, фестивали и другие связанные с автомобилями мероприятия, как правило, проходят в отдаленных от крупных городов местах. Некоторые фирмы организуют туда специальные туры, но часто единственный способ попасть на такое мероприятие – это сесть за руль и добираться до места самостоятельно. Вы только представьте… А теперь давайте попробуем взглянуть на эти заботы по-другому. Вы можете получить незабываемое удовольствие от такого рода путешествия. От путешествия, где за рулем – вы. Наверняка среди читателей найдется немало таких, кто хоть раз задумывался над тем, чтобы сдать на права и попробовать вождение за границей. Не удовольствие ли – ехать, куда душа пожелает, по незнакомым дорогам? Прибавьте к этому чужой язык и новизну пейзажей, и вы поймете, что такое автопутешествие. Представьте себя, например, на дороге Гавайев или Калифорнии: крыша кабриолета откинута, свежий ветер обдувает лицо, над головой – синее небо… Или вообразите, что, переключая передачи, лихо проноситесь по горной дороге в Ницце, где проходит один из участков трека ралли Монте-Карло. А может, вы вжимаете газ до упора, пролетая по автобану? Говорят, на них разрешена любая скорость (положа руку на сердце, признаем, что это не всегда так). Если вы любите автомобили, что еще нужно для счастья? Чтобы ответить на вопросы тех, кто грезит о заграничном автопутешествии (Где взять машину напрокат? Что нужно знать, находясь за рулем в другой стране?), мы решили отправиться в него сами и на собственном опыте поподробнее разузнать обо всех его маленьких хитростях. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ АВТОПУТЕШЕСТВИЯХ ЗА ГРАНИЦЕЙ Это осуществимо. Нужно только не бояться сделать первый шаг. Если вы отправляетесь в заграничное автопутешествие первый раз, возьмите с собой друзей или семью. Будет лучше, если в первый раз с вами будет кто-то, с кем вы сможете разделить впечатления и переживания. Не исключено, что это поможет избежать вам некоторых ошибок. Как получить водительские права международного образца Для того чтобы сесть за руль на территории стран-участниц Женевского соглашения, необходимы водительские права международного образца. Если ваш стаж вождения в Японии больше года, вы легко сможете получить их в местах приема обычных водительских экзаменов. Для этого потребуются ваши права, действительный паспорт, фотография размерами 4×5, оплата стоимости марок и заявление. Срок действия прав – 1 год. Большая часть стран Европы и Америки ратифицировала Женевское соглашение, но даже в Германии, которая не присоединилась к нему, использование международных прав одобрено законом. Более подробную информацию вы сможете получить в местах выдачи прав. Кроме того, в Америке и некоторых других странах будут действительны японские права, но для полной уверенности будет лучше, если при себе у вас будут оба удостоверения. Водительские права международного образца имеют три разворота, длина 15 см, ширина 11 см. По размерам они немного больше японских прав и паспорта, по-этому носить их вместе может быть неудобно. Как оформить заказ на машину Вы можете выбрать машину, уже прилетев в страну и непосредственно отправившись в компанию, занимающуюся прокатом. В некоторых отелях также есть услуга проката машин. Однако в разгар сезона могут возникнуть некоторые осложнения, поэтому надежнее будет оформить заказ предварительно. У крупных фирм, предоставляющих автомобили в прокат, таких, например, как «Hertz» или «AVIS», есть интернет-сайты на английском, а иногда и на японском языках. Если вам не хочется заниматься заказом машины самим, можно поручить это туристическому агентству. Если же вы решили все сделать самостоятельно, то прежде всего нужно зайти на сайт фирмы и сделать запрос о доступных вариантах, выбрав из предложенного списка страну, место и время получения и возврата машины и ее предпочтительный тип. После ввода этого запроса должна появиться информация о том, что фирма может вам предложить и далее, как правило, вас попросят уточнить детали: желательно ли наличие в автомобиле детского сидения и другого дополнительного оснащения, предпочтительный вид страховки и оплаты (с большей частью компаний возможен расчет по кредитной карте). Ответив на эти вопросы и нажав на клавишу «ввод», вы закончите процедуру. На ваш электронный почтовый ящик будет отправлено письмо-подтверждение с номером заказа. Согласитесь, все очень просто. Хотелось бы обратить ваше внимание на один важный пункт – страховку. Часто мы не придаем этому должного значения, а между тем к вопросу страхования следует подойти серьезно. Во-первых, системы страхования в разных странах отличаются. В Западных странах суммы взносов могут быть больше или меньше аналогичных в Японии. Одна и та же компания может предлагать разнообразные варианты страховки. Для тех, кто не силен в иностранных языках (а таких наверняка немало) может быть сложным вникать в смысл страховой документации. Поэтому, выбирая страховку, мы бы рекомендовали, прежде всего, заранее просмотреть сайты, содержащие информацию на японском языке. Как взять и вернуть машину Если вы намереваетесь взять машину сразу по прибытии в страну, удобнее всего будет это сделать в отделении компании по прокату, находящемся прямо в аэропорте. Некоторые берут за это специальную надбавку (именно так было в нашем случае в Сан-Франциско), но это все равно выгоднее, чем добираться в город другим транспортом. Сейчас и в японских аэропортах можно увидеть такие центры, однако в Америке они есть практически в любом аэропорте, куда приезжают туристы. Это значит, что тяжелый багаж вам не придется тащить даже до автобуса. На всякий случай лучше иметь при себе бумагу с подтверждением и номером заказа, но обычно достаточно назвать свое имя у стойки обслуживания. Подписав бумаги и получив ключи, вы можете забирать машину. Как правило, лимита по допускаемому километражу нет. При возврате автомобиля бак должен быть залит полностью, однако если у вас не хватит времени заправить его или вы не найдете заправку, беспокоиться не стоит: принимая машину, рабочие прокатной компании измеряют количество топлива в баке, и к сумме вашего платежа сделают надбавку для того, чтобы оплатить недостающие литры. Кроме того, бывает, что заправочные станции есть прямо на местах приема автомобилей. Обращайте внимание на то, какой вид топлива потребляет ваша машина. В Европе многие компании по прокату предлагают дизельные машины или машины, потребляющие высокооктановый бензин. Если по ошибке вы зальете не тот вид топлива и это приведет к неполадкам, с вас, естественно, за это спросят. На заправках в основном самообслуживание. Бензин и масло достаточно дорогие. Как выбрать марку автомобиля и компанию Один из приятных моментов пользования автомобилями напрокат заключается в том, что у вас есть возможность сесть за руль необычной для вас машины. Есть места, где вам гарантированно предложат автомобиль желаемой марки, но, к сожалению, эту роскошь могут позволить себе далеко не все прокатные компании. Прибегая к услугам крупной компании, имеющей систему заказов через интернет, вы сможете выбрать, по крайней мере, тип и размер машины, иногда класс, но не марку. Под фотографиями автомобилей, помещенных на сайтах, как правило, пишут «Образец» или «Эта либо подобная марка». Возможно такая неопределенность вызовет в ком-то недовольство, но, поверьте, готовиться к встрече с такой машиной даже интересно, а кроме того, это может сослужить вам добрую службу. Так произошло с нами в Англии. В день нашего прибытия в распоряжении компании было несколько машин устраивавшего нас типа, и мы смогли сами выбрать из них ту, куда проще всего было уложить наши чемоданы и фотооборудование. Безусловно, при желании и наличии средств ничего невозможного нет. Прокатные компании на Беверли Хиллз знамениты тем, что могут предложить вам Феррари, Порше и другие автомобили, которые вызовут зависть у любого, кто увидит вас за рулем. Некоторые немецкие компании в изобилии предлагают Мерседесы, BMW и другие шикарные автомобили. Движение по кольцу в Англии Не зря англичан называют практичными – к строительству дорог они подходят очень практично. Не зря обозначающее дорожное покрытие слово «тармак» пришло к нам из этой страны – дороги здесь прекрасные и ездить по ним одно удовольствие. Кроме того, в Англии, как и в Японии, левостороннее движение, поэтому для того, чтобы начать ощущать себя за рулем комфортно, требуется совсем немного времени. Если вы впервые садитесь за руль за границей, то Англия – одно из лучших мест для этого. Отличительная черта английских дорог – так называемые «раунд эбаут», перекрестки с круговым движением. Их отличие от аналогичных развязок в Японии и Европе заключается в том, что на перекрестках с неплотным движением нет светофоров и его можно пересечь, не останавливаясь. В целом придумано очень неплохо. Проехав несколько таких перекрестков, вы начнете ощущать себя участником слалома. Есть, однако, одно обязательное правило, необходимое для того, чтобы избежать столкновений: преимущество всегда у той машины, что находится справа – то есть у той, что уже находится внутри круга. Такие разные американские правила Не зря Америку называют нацией на колесах – жизни без автомобиля в ней просто нельзя представить. Там даже старушки, которые, кажется, уже и ходить-то сами не способны, разъезжают на Кадиллаках. На дорогах Америки нет той напряженной атмосферы, с которой мы столкнулись в Европе, и которую часто ощущаем в Японии. В Америке даже в центре мегаполисов на широченных фривеях с четырьмя-пятью полосами движения в одну сторону не разделяются полосы для движения и обгона, а машины скользят по дороге с примерно одинаковой скоростью. Фривеи получили свое название из-за того, что изначально не только въезд на них был бесплатным, но также на них не существовало никаких скоростных ограничений. Однако нефтяной шок изменил обстановку и в настоящее время скорость движения по фривею разрешается не более чем 50 миль (примерно 88 километров) в час. Строго говоря, в некоторых штатах допустимая скорость достигает 70 миль (примерно 113 километров) в час, но в последнее время повсеместно усилился контроль за нарушениями скорости. Проезжая по фривею, не забывайте, что патрулирование дорог может вестись не только с земли, но и с воздуха. За рулем в Америке вообще необходимо быть очень внимательным. Так, в зависимости от штата, вам может быть разрешен или запрещен поворот направо при красном свете светофора. Не забывайте, что остановившийся на дороге школьный автобус строго запрещено обгонять даже при отсутствии встречных машин. Чего нельзя делать в Свободной Зоне Германию называют раем для любителей погонять, но, положа руку на сердце, признаем, что и в этом раю некоторые ограничения все-таки существуют. Например, многие уверены, что на автобанах в принципе не существует предела допустимой скорости. Это не так. Несмотря на отсутствие извещающих знаков, максимальная рекомендованная скорость движения по автобану составляет 130 километров в час, и если, разогнавшись сверх этого предела, водитель совершит ДТП, он должен будет нести ответственность по всей строгости закона. Таким образом, теоретически ездить на большой скорости по автобану не запрещается, но при этом необходимо помнить об ответственности за это. В некоторых районах в связи с природозащитными тенденциями последнего времени лимит скорости составляет даже не 130, а 100 километров. Кроме того, нередки ограничения скорости в связи с дорожными работами, в этом случае вы не сможете разогнаться свыше 80 километров. В заключение заметим, что движение в Германии год от года становится все более насыщенным и порою, даже имея теоретическую возможность прилично разогнаться, вы вынуждены плестись на небольшой скорости в потоке машин. Особенно это касается крупных городов и дорог между ними. Однако на шоссе, ведущих в сравнительно малонаселенные районы, действительно нет никаких ограничений! Мы сами имели возможность в этом убедиться, когда выжали из взятого напрокат автомобиля практически максимальную скорость, указанную на спидометре. Такого удовольствия за рулем мы не получали уже давно! Естественно, необходимо помнить о безопасности движения в таких условиях, и в первую очередь об огромной разнице между скоростями движущихся машин. Находясь в Японии, даже представить такую разницу сложно: некоторые умудряются развивать такую бешеную скорость, что ваше секундное замешательство может привести к ДТП. И наоборот, самому перестраиваясь на полосу для обгона, необходимо четко фиксировать скорость и дистанцию идущих сзади автомобилей. Также хотелось бы предостеречь вас на счет погоды: Германия известна своими густыми туманами, а зимой на дорогах бывает оледенение, так как климат достаточно прохладный. Автонавигационные системы Вождение за границей требует от водителя большей концентрации внимания, чем обычно, поэтому навигационная система может сослужить добрую службу даже тем, кто обычно привык полагаться только на карты и собственные знания. Не без гордости признаем, что японские навигационные системы и раньше, и особенно сейчас сильно опережают европейские и американские. Системы с демонстрацией карты, давно ставшие обычными для Японии, только начинают появляться в Европе. Пока что их можно увидеть в основном на выставках в автосалонах, а в большинстве прокатных машин навигационная система либо вообще не установлена, либо установлена навигация «слепого» типа. Такая навигация часто используется во время ралли, однако она не позволяет видеть, что находится вокруг вас, что достаточно неудобно. На дисплее появляются лишь стрелки, указывающие, куда вам нужно свернуть на перекрестке, в каком направлении продолжать движение – хотя это, безусловно, лучше, чем ничего. Если же в прокатной машине все же есть навигационная система с демонстрацией карты, то это крайне упрощенная система переносного типа. Во время нашего путешествия в Германии мы использовали «слепую» навигацию, а в Англии – упрощенную навигацию переносного типа. Кое-что нас, однако, порадовало. Описание системы переносного типа, такой, как мы использовали в Англии, ранее попадалось нам в журнале. Честно говоря, мы не надеялись, что система, которая выглядит настолько скромно, способна на что-то особенное, но, вопреки предположениям, она не только аккуратно привела нас к заданной цели, но и оказалась неожиданно проста и удобна в использовании. У нее маленький дисплей, но за счет того, что на экране не отражается никакой лишней информации, чем часто грешат японские модели, все необходимое на виду. Включение и выключение производится одним нажатием кнопки пульта. Стоит ввести состоящий из комбинации букв и цифр английский почтовый индекс, и система незамедлительно находит маршрут до нужного места. Признаться, мы были приятно удивлены. Однако за это удовольствие приходится платить 8 фунтов в сутки. Если учесть, что покупка такой новой навигационной системы обойдется меньше 250 фунтов – довольно недешево. Только это обстоятельство и крамольные мысли о том, как дорог нынче фунт, и подпортили нам впечат-ление об этой переносной навигационной системе. Святой Нюрбургринг Посетив Великобританию, мы решили, что должны отправиться и на материк, чтобы опробовать на себе правостороннее движение. Под таким предлогом мы и отправились в Германию. А там решили ехать в Нюрбургринг – место, неизменно притягивающее сердца всех любителей скорости мира. Как известно, его старая трасса длиной 20,8 километров под названием Нордшляйфе – Северная Петля является не только местом проведения соревнований, но и трассой, на которой производители автомобилей со всего мира стремятся доказать свое превосходство над остальными, устраивая тестовые заезды. Мы могли убедиться в этом воочию: добравшись в Нюрбургринг, мы встретили там представителей многих известных компаний, которые, словно вынужденные к союзу соперники, тренировались на Нордшляйфе все вместе.
|