Проигрыватель компакт-дисков для автомобиля. Быстрый прогресс средств вычислительной техники приводит к высвобождению работоспособных устройств, которые могут обрести вторую жизнь.

  19:20   05-12-2006
Проигрыватель
компакт-дисков для автомобиля

Быстрый прогресс средств вычислительной техники приводит к высвобождению работоспособных устройств, которые могут обрести вторую жизнь. К ним, в частности, относятся устаревшие компьютерные дисководы CD-ROM с малой скоростью считывания. Именно такой блок и использован в качестве автомобильного проигрывателя аудиокомпакт-дисков, дополненного простым стереофоническим усилителем и акустической системой.

Большинство моделей компьютерных дисководов CD-ROM (в том числе устаревших, низкоскоростных) выполнены с возможностью управления считыванием треков звуковых компакт-дисков (“one touch play”), что достигается при наличии встроенных ЦАП и контроллера управления. Внешне это проявляется в наличии на передней панели устройства кроме кнопки управления загрузкой компакт-диска еще второй, дополнительной кнопки “play/skip(next)” и выхода на головные телефоны с регулятором громкости. Максимальные значения потребляемого тока не превышают 1 А по цепи питания напряжением 12 В и 1,5 А по цепи 5 В. Это позволяет использовать дисковод CD-ROM отдельно от компьютера в качестве основы проигрывателя звуковых компакт-дисков с дополнительным узлом стабилизации напряжения питания и стереофоническим усилителем мощности.

cxema_302

Пример дополнения необходимыми узлами дисковода Samsung 20-Х 2030 SCR для использования в автомобиле показан на рис. 1. Микросхема линейного стабилизатора напряжения 12 В (DA4) действует как ограничитель максимального напряжения питания: при работе от электрогенератора автомобиля стабилизатор работает по своему прямому назначению, а при питании от аккумуляторной батареи на микросхеме падает небольшая часть напряжения аккумуляторной батареи. Без этих стабилизаторов возникали сбои устройства управления приводом, а простой LC-фильтр не помогал избавиться от сбоев. Для получения напряжения 5 В использованы две каскадно включенные микросхемы стабилизаторов DA2 и DA3 на напряжения 9 и 5 В; это уменьшает мощность рассеивания на стабилизаторах. Питание дисковода и интегральной микросхемы УМЗЧ по цепи 12 В выполнено раздельно через микросхемы DA1 и DA4 из-за ограничения по выходному току микросхемы стабилизатора [1]. Питание подается на дисковод через стандартный разъем.

Стереофонический сигнал с гнезда дисковода, предназначенного для головных телефонов; это обеспечивает возможность регулировки громкости переменным резистором на передней панели дисковода. Для подключения к контактам гнезда телефонов демонтируют переднюю пластмассовую панель и в ней сверлят отверстие диаметром 4 мм для вывода проводов на регулятор стереобаланса — на сдвоенный резистор R1. Эти провода припаивают непосредственно к контактам гнезда головных телефонов, после чего переднюю декоративную панель устанавливают на место. Таким образом, сохраняется возможность прослушивания музыкальных композиций и через головные телефоны. Если такая возможность не требуется, надобность в сверлении и пайке отпадает, можно подключить усилитель к этому разъему штекером.

Стереофонический усилитель мощности построен на двух микросхемах TDA2030. Возможна их замена на К174УН14, TDA2050, TDA2051 или иные пятивыводные микросхемы УМЗЧ с изменением параметров цепи обратной связи и выходной мощности [2]. Смещение на неинвертирующем входе, необходимое при однополярном питании, задано делителем напряжения на резисторах R2, R3. Резисторы R4, R5 определяют коэффициент усиления в области средних частот, а элементы R5, С6 — форму АЧХ в области низких частот. В качестве громкоговорителя ВА1 использована динамическая головка 5ГДШ-5-4 сопротивлением 4Ом.

Микросхемы стабилизаторов устанавливают на правой боковине корпуса дисковода у имеющихся там резьбовых отверстий и закрепляют винтами МЗ. При этом корпус дисковода выполняет функции общего провода и теплоотвода. Выводы стабилизаторов соединяют с другими узлами навесным монтажом. Возможно применение других микросхем стабилизаторов в корпусах ТО-220 (IL7809, IL7812 в корпусе ТО-220).

Усилитель, как и стабилизатор, собран навесным монтажом на левой боковине корпуса дисковода с закреплением микросхем УМЗЧ винтами МЗ в монтажные отверстия на его корпусе и изоляцией открытых токоведущих частей трубкой из изоляционного материала. При этом корпус служит теплоотводом для микросхем усилителя. Регулятор стереобаланса, выключатель питания SA1 и индикатор напряжения питания на светодиоде HL1 размещены на дополнительной панели из покрытой лаком фанеры, закрепленной саморезами на месте, предназначенном для автомобильной магнитолы (фото — на рис. 2).

cxema_303

В эксплуатации дисковода в качестве проигрывателя аудиокомпакт-дисков есть некоторые особенности. При включении тумблера питания SA1 происходит первоначальное позиционирование лазерной головки и считывание служебной информации с диска, о чем свидетельствует интенсивное мигание собственного светодиода привода. На это уходит примерно 5...8 с, в это время команды с кнопки “play” не воспринимаются, поэтому нажимать на нее следует после окончания мигания светодиода — иначе воспроизведения звука не будет. В холодное время года на устройство первоначально необходимо подать на некоторое время (5...10 мин) напряжение для самопрогрева, иначе возможны искажения звука и сбои в работе привода из-за недостаточной термостабильности линейного усилителя и устройства управления дисковода.

Как показала практика эксплуатации, использованный экземпляр дисковода Samsung 20-Х 2030 SCR со стабилизацией питания по предложенной схеме нормально работает при снижении напряжения аккумуляторной батареи до 11...11,2 В (в зависимости от окружающей температуры), т. е. фактически при разряженном аккумуляторе. При меньшем значении напряжения дисковод перестает опознавать компакт-диск и считывать с него информацию.

От редакции. Чтобы вибрации автомобиля не передавались дисководу, его следует монтировать на специальной подвеске. В простейшем случае это пружины и резиновые втулки, в дорогих аппаратах — гидравлические демпферы. Тем не менее даже самая мягкая подвеска не в состоянии защитить дисковод от сильных ударов при поездке по неровной дороге, а в дисководе, рассчитанном на работу в стационарных условиях, противоударная буферная память считываемых данных отсутствует. Кроме того, такие дисководы допускают лишь небольшое отклонение от горизонтального положения, угол наклона не должен превышать 10... 15°.


Немецкая компания HGP подготовила заряженный Golf, который не только сможет на равных состязаться со многими суперкарами, но и способен заставить их подышать выхлопом своего уникального двигателя. В прошлом году специалисты HDA поработали над моделью Golf, установив на нее 600-сильный мотор, что до сего дня являлось абсолютным рекордом. Теперь же пальму первенства перехватила компания HGP. На базе Golf R32 специалисты HGP создали поистине фанта...

Немецкая тюнинг-компания, RDX Racedesign, представила новый стильный кит-комплект для Audi A3 - 8L. Созданный для придания A3 агрессивности и спортивности, кит дает ей глотнуть свежего воздуха. Стоимостью чуть более 615 Евро, кит включает в себя передний спойлер на бампер с фарами дневного света от Audi S6, боковые пороги и новый задний бампер.Комплект использует высококачественные материалы, благодаря которым достигается высокая "покраскочност...

В Риме на выставке роскоши называемой Scrigno, Tesori dItalia, что можно перевести как Итальянский сундук сокровищ, компания Studio M представила золотой FIAT 500 Pepita. В окраске кузова, боковин шин и колесных дисков OZ действительно присутствует порошок 24-каратного золота. Салон Fiat 500 Pepita также не избежал гламурных изменений. Рычаг переключения передач, рукоятка ручного тормоза и даже педали украшены кристаллами Сваровски (Swarovski),...

Вопросы и предложения отправляйте на: mail@obovsem.ru