Opel Record/Commodore
Модель Рекорд фирмы «Опель» во все годы своего существования (с 1986 г. вместо модели Рекорд производится модель Омега) была типичным «семейным экипажем» без каких-либо спортивных амбиций. Действительно, у Рекорда все на среднем уровне: размер салона, багажника, комфорт подвески, устойчивость на дороге, управляемость и, хотя мощность моторов позволяет Рекорду развивать большую скорость, водители Рекордов обычно ездят по автобанам ФРГ с рекомендованной полицией скоростью 130 км/ч.
Рекорд может быть 2- или 4-дверным с отдельным багажником или с кузовом типа «комби». Вариант «комби» представляется наилучшим. Что касается модели Коммодор, то это Рекорд с 6-цилиндровым мотором. Причем все Рекорды имели классическую компоновку: мотор впереди, ведущие колеса задние.
Подвеска колес впереди независимая, сзади зависимая (мост), при этом передняя подвеска Рекорда, выпускавшегося с 1979 г. (так называемого Рекорда III), типа «Мак-Ферсон», а задняя подвеска имеет малогабаритные пружины с прогрессивной характеристикой сжатия.
Обращает на себя внимание большое расстояние от нижнего края рулевого колеса до сиденья водителя, — очевидно, расчет сделан на «отца семейства» с брюшком.
На Рекордах могут встретиться следующие моторы объемом:
— 1,7 л N (60 л. с., расход бензина АИ-93 10—13 л на 100 км);
— 1,7 л S (75 л. с., 9,5—12,5 л АИ-98 на 100 км);
— 1,9 л N (75 л. с., 11 — 14 л АИ-93 на 100 км);
— 1,9 л S (90 или 91 л. с., 10,5—13,5 л АИ-98 на 100 км);
— 2,0 л N (90 л. с., 12,5—14,5 л АИ-93 на 100 км);
— 2,0 л S (100 л. с., 12—14 л АИ-98 на 100 км);
— 2,0 л Е (110 л. с., впрыск бензина системы Бош «Л-Джетроник», 12—14 Л АИ-98 на 100 км);
— 2,2 л I (115л. с., впрыск бензина, в среднем 12 л АИ-98 на 100 км);
— дизель 2,3 л (71 л.с.или 86 л.с. с турбонадувом , 8 л дизтоплива на 100 км).
Оба 6-цилиндровых мотора «получены» из 4-цилиндровых путем «добавления» 2-х цилиндров к моторам 1,9 и 2,0 л соответственно.
Все эти моторы (кроме дизельного) однотипны и различаются только диаметром цилиндра и числом цилиндров (4 или 6), ход поршня у всех одинаков. Сконструированы они инженерами корпорации «Дженерал моторе» в г. Детройт, переданы на производство «Опелю» и с 1967 г. устанавливаются на автомобили этой фирмы. Эти моторы основное слабое место Рекорда/Коммодора.
Срок службы этих моторов до ремонта не должен превышать 100 тыс. км (для 6-цилиндровых — 130 тыс. км) и вот почему: после пробега в 100 тыс. км зазоры в шатунных вкладышах увеличиваются и шестеренчатый масляный насос не обеспечивает надежную смазку наиболее отдаленных от маслонасоса вкладышей 4-го цилиндра, в результате они выплавляются, а шейка коленвала задирается. Чтобы этого не случилось, вкладыши (подходят от Москвича 412) надо заменить после пробега вышеупомянутых 100—130 тыс. км (кстати, подходит также ремень вентилятора от М 412).
Все моторы Рекорда (и Коммодора) короткоходные и имеют низкую скорость поршня, а в результате поршневые кольца имеют тенденцию «залегать» в канавках поршня, что приводит к потере компрессии и неравномерному износу цилиндра и колец. К мотору 1,7 л можно использовать поршневые кольца от Волги ГАЗ 21 или УАЗ 450 1-го образца. К моторам 1,9 л и 2,8 л подходят поршневые кольца от Волги ГАЗ 24, а к моторам 2,0 и 2,5 л подходящих поршневых колец российского производства нет. Подходящих коренных вкладышей коленвала также нет. Моторы с индексом S болезненно реагируют на неправильную установку зажигания.
Эксплуатировать моторы Опеля Рекорд/Коммодор на «жигулевском» масле не рекомендуется даже с новыми вкладышами, т. к. распредвал быстро изнашивается — хотя и не так быстро, как у Мерседеса.
Слабым местом этих моторов является также водяной насос, и если он откажет, может прогореть прокладка головки блока. Для ее замены необходимо иметь 2 специальных ключа, т. к. болты крепления головки блока цилиндров круглые с внутренними шлицами. Такого же типа болты крепят заглушку, закрывающую доступ к шестерне распредвала, только они меньшего диаметра.
Ручной тормоз часто застревает в оболочке и не затормаживает задние колеса, впрочем, это слабое место многих автомобилей.
Тормозные цилиндры в случае применения тормозной жидкости «Нева» ржавеют и поршеньки теряют подвижность, а тормоза — эффективность.
Наконечники рулевых тяг на плохих дорогах быстро «разбалтываются», а глушитель быстро ржавеет независимо от качества дорог.
Сцепление на автомобилях выпуска до января 1980 г. быстро изнашивалось — с января 1980 г. оно модернизировано (накладки подходят от Москвича).
И наконец, кузов Рекорда/Коммодора нужно осматривать не снаружи, где он мало ржавеет, а снизу — там коррозия весьма вероятна.